Мартенсовские чтения по гуманитарному праву прошли в СПбГУ

3 июня 2017

Жизнь человека во время вооруженного конфликта находится в опасности — вне зависимости от того, солдат это или мирный гражданин. Стремление защитить людей в условиях войны привело к созданию целой отрасли права — международного гуманитарного. Оно берет свое начало в 1864 году — тогда была создана Первая Женевская конвенция. Её ценность и ценность созданных вслед за ней конвенций, договоров и норм, кажется, возрастает с каждым днем, в современных условиях. Наше время эксперты назвали «эпохой кризисов и перемен» и рамках ХII Международной конференции «Мартенсовские чтения» пытались разобраться, как юристы, военные, психологи, социологи, представители международных организаций, ученые могут совершенствовать правоприменительную практику, чтобы нормы закона безоговорочно соблюдались всеми сторонами конфликта.

«Мартенсовские чтения по международному гуманитарному праву» проходят в СПбГУ с 1997 года. Организаторами мероприятия выступают Санкт-Петербургский государственный университет, Международный Комитет Красного Креста (МККК) и присоединившаяся к ним в 2005 году Российская ассоциация международного права. «Названа конференция в честь Федора Мартенса — выдающегося ученого, известного дипломата, всемирно известного международного арбитра и консультанта второй половины 19-го, начала 20-го столетия. Мартенс был студентом нашего Университета, здесь он же стал профессором, 32 года заведовал кафедрой международного права», — рассказал, открывая конференцию, Виталий Иваненко, доцент кафедры международного права Санкт-Петербургского государственного университета.

Глава региональной делегации МККК в Российской Федерации, Беларуси и Молдове Магне Барт отметил важность традиций — Чтения всех лет проходили в Санкт-Петербурге: «Это город, переживший войну и пострадавший от одной из самых жестоких блокад. Петербург внес большой вклад в развитие международного права. Одним из наиболее значимых примеров такого вклада является оговорка Мартенса, которая и по сей день регулирует ведение военных действий. Речь идет о положении, внесенном российским юристом Ф.Ф. Мартенсом в Преамбулу Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1899 года. В положении говорится, что даже если еще не были созданы необходимые правовые рамки, если нужный договор еще не придумали и не подписали, нужно руководствоваться принципами гуманности и человечности. Это основа основ международного гуманитарного права».

Виталий Иваненко рассказал также о зарождении конференции и о том, что изначально она не представлялась такой масштабной площадкой для диалога на высоком уровне, а скорее как встречей, способной внести инновации в юридическое образование: «Первоначальной целью конференции было привлечение внимания академической общественности к проблемам международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов. Но вскоре стало ясно, что участие в мероприятии должны принимать практикующие юристы, ведущие ученые, специалисты международных организаций — это стало залогом успешной работы, глубинного анализа правоприменительной практики и продуктивного диалога для поиска решений».

Этот год не стал исключением: в мероприятии приняли участие судьи международных трибуналов по бывшей Югославии, Руанде и Ливану, представители Международного уголовного суда, Международного суда ООН, а также представители органов власти, в том числе Министерства иностранных дел и Министерства обороны РФ. 26 стран стали гостями СПбГУ, в числе которых Швейцария, Мексика, Израиль, США, Великобритания, Индия и другие.

«Очень просто разговаривать про международное гуманитарное право с теоретических позиций, — отметила Анастасия Кушлейко, региональный советник МККК по правовым вопросам в странах Восточной Европы и Средней Азии, — но каждый выпуск новостей заставляет нас задумываться об актуальности современного права, о его соответствии моменту. Те самые кризисы и перемены из названия конференции возникают каждый день».

Эксперты утверждают, что право с такими ситуациями справляется, оно действительно позволяет избежать еще большего количества жертв: «Конечно, закон является рамками, очерчивает общие грани, — уверена Анастасия Кушлейко. — И мы говорим, что международное гуманитарное право — это еще и сборник моральных принципов, установок, так называемый общечеловеческий свод законов». Первая Женевская конвенция дала старт попыткам защитить человека в сложных условиях, но более чем за 150 лет её существования появилось множество нормативных актов, договоров и соглашений между странами, союзниками и противниками, помогающих ограничить жестокость войны, обезопасить мирное население, напомнить военным об их правах и обязанностях. Но, по словам участников конференции, с развитием общества — науки, технологий и даже оружия, любые нормы начинают требовать доработки.

«Все международные документы базируются на накопленной за годы интеллектуальной массе, они просто так никогда не пишутся. На самом деле из таких встреч, как Мартенсовские чтения, и рождаются идеи, которые находят свое воплощение в более узких, экспертных встречах, в обсуждении отдельных проблем, и, наконец, в написании норм». Примером тому служит Конвенция о торговле оружием – когда-то давно эта тема обсуждалась в качестве темы научных докладов на конференциях академического сообщества, потом в кругу экспертов, а затем и на уровне глав государств. «Эти результаты заметны не сразу, но отклик и резонанс от таких научно-практических мероприятий есть, и он велик», — уверена Анастасия. Участники конференции присоединяются к этому мнению: каким бы современным и совершенным не становились оружие и способы ведения войны, право всегда должно быть на шаг впереди.

Отдельное внимание в рамках конференции было уделено молодежной секции: молодые юристы обсудили возможности применения международного гуманитарного права в борьбе с терроризмом. Председателем секции стала Хелен Дарем — директор по вопросам международного права и гуманитарной политики, штаб-квартира МККК. Она представила свое исследование «Поведение человека на войне», которое рассматривает причины, которыми движим человек, ставший солдатом: чем руководствуется человек, который устал, голоден, не видел семью долгое время, находится в бою, которому страшно. Конечно, отмечают участники, он будет руководствоваться воинским приказом, но рассуждают дальше — чем еще. Какие у него инстинктивные реакции? Как он в такой обстановке поймет, что хорошо, а что плохо? Эксперты соглашаются, что именно задаваясь этими вопросами, можно прийти к выводу, что правовые рамки — это очень важный аспект, но не менее важным является воспитание и формирование общечеловеческих установок — и это происходит через воспитание и образование. «Поэтому молодежная секция так важна для нас, — рассказала Анастасия. — Молодых ученых, практиков нужно услышать, принять на равных, дать им поддержку для дальнейшего обучения и образования, ведь именно они в будущем станут сотрудникам министерств иностранных дел, министерства юстиции, сотрудниками международных организаций, от них будет зависеть развитие и соблюдение гуманитарного права и то, будет ли в нем место человечности».