«Учителей здесь нет». В СПбГУ завершилась школа трудового права

2 июля 2016

В СПбГУ в форме занятий, дискуссий, заседаний круглых столов прошла Летняя школа трудового права. «Школа, конечно, отличается от научно-практической конференции. Мы все здесь учащиеся, учителей здесь нет, нет здесь и докладчиков в ортодоксальном смысле этого слова», — приветствовал гостей профессор СПбГУ Е. В. Хохлов. Такой формат для Университета стал уже привычным — молодые ученые, преподаватели и их опытные наставники ежегодно на протяжении пяти лет собираются летом, чтобы коллективно обсудить поставленную заранее правовую проблему.

Участники уверены, что продуктивный диалог, присущий каждому такому заседанию, очень эффективен. «Обычная научная конференция — когда мы выходим на трибуну и что-то говорим — это одно, неизвестно, воспринимает ли аудитория наши слова, — заметила И. О. Снигирёва, профессор кафедры трудового права московской Академии труда и социальных отношений. — А то, что происходит сегодня, это нечто совершенно другое, так что я выражаю свою благодарность Санкт-Петербургскому государственному университету, ставшему площадкой для этой встречи».

В этом году помимо профессорско-преподавательского состава СПбГУ и других юридических вузов города на научной встрече побывали юристы из Москвы, Томска, Тюмени, Калининграда, Челябинска, Воронежа и городов Республики Беларусь — всего более 30 участников.

Темой Школы-2016 стала «Дифференциация в трудовом и социальном праве России». «В любом учебнике для вузов обязательно есть такой параграф — „Единство и дифференциация трудового права “, — рассказал Е. В. Хохлов. — Проблема дифференциации — это проблема юридической техники, ею нужно заниматься, чтобы упорядочить кодексы». Преподаватели СПбГУ и гости Университета рассмотрели два основных подхода к определению понятия дифференциации: во-первых, как элемента социальной политики государства и, во-вторых, как продукта деятельности законодателя для устранения неравенства или хозяина предприятия, управленца — для оптимизации рабочего процесса и получения прибыли. Так или иначе, ученики Школы сошлись во мнении, что дифференциация в трудовом праве — это попытка структурировать право.

Юристы предлагают разные пути систематизации законодательства, но в первую очередь — выделение системных элементов. Дифференцировать правовое регулирование труда можно по методам, по сферам, источникам, территории и другим признакам. Эксперты также убеждены, что с появлением новых технологий, новых видов труда, новых категорий работников нужно обязательно учитывать это в трудовом законодательстве, а значит — дифференцировать. При этом участники Школы призвали не забывать, что о праве стоит говорить и как о целом. Безусловно, в нормах трудового права должны содержаться сущностные различия в условиях труда, содержании характера труда, в особенностях, присущих тому или иному виду труда, но все это должно строиться на общих нормах, правах работника и человека.

За четыре рабочих дня Школы исследователи и практикующие специалисты обсудили практику Европейского суда по правам человека и Конституционного суда РФ, влияние социального прогресса на дифференциацию, ее уровни и принципы, нормы иностранного права в трудовом праве в качестве разновидности дифференциации и многие другие вопросы. В завершающий день мероприятия в рамках круглого стола участники затронули вопросы особенностей правового регулирования труда и социального обеспечения отдельных категорий лиц.

Многие юристы, принявшие участие в мероприятии, — выпускники СПбГУ, ныне представляющие его профессорско-преподавательский состав. Получив диплом о высшем образовании, они продолжили свое обучение в альма-матер и теперь сами являются наставниками новых поколений молодых юристов. Прием на направление и в этом году не обходит стороной задачу привлечения вчерашних выпускников к процессу обучения. Об этом в марте на дне открытых дверей рассказал и. о. декана юридического факультета, доцент СПбГУ А. В. Ильин: «Все, кто идет сейчас в магистратуру и аспирантуру, — это, возможно, не просто успешные в будущем практикующие юристы, но и смена нашего профессорско-преподавательского состава».

«Юриспруденция» на протяжении многих лет является одним из самых востребованных абитуриентами направлений подготовки. Так, например, в 2015 году средняя сумма за три вступительных испытания на программу бакалавриата составила 286 баллов — это один из самых высоких показателей приема в Санкт-Петербургский государственный университет. В этом году приемная комиссия первого университета страны начала свою работу 20 июня, и ожидается, что «Юриспруденция» по-прежнему будет вызывать живой интерес и, следовательно, высокий конкурс на бюджетные места.

Нововведением приемной кампании 2016 года стала образовательная программа бакалавриата «Юриспруденция (с углубленным изучением китайского языка и права КНР)». Поступивших на эту программу ожидает производственная практика в компаниях, тесно взаимодействующих с Китаем, и погружение в одно из самых перспективных направлений международного сотрудничества.

Список программ магистратуры в 2016 году тоже расширился: появились программы «Европейское право и международное экономическое право», «Права человека и их защита», «Международный коммерческий арбитраж».

По окончании обучения выпускники-юристы СПбГУ обладают необходимыми компетенциями и становятся конкурентоспособными на рынке труда. Так, последний рейтинг, составленный исследовательским центром портала о работе Superjob, показал, что СПбГУ — один из лидеров рейтинга уровня зарплат выпускников-юристов.

Для информации: Мероприятие было организовано Санкт-Петербургским государственным университетом совместно с Межрегиональным отделением Всероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.