В СПбГУ обсудили инновационные способы разрешения экономических споров

13 октября 2021

В Санкт-Петербургском университете прошла конференция «Медиация: современность, инновационность, технологичность». Эксперты-медиаторы, юристы, экономисты, психологи, конфликтологи, социологи, представители бизнеса, банковской отрасли, сферы градостроительства, здравоохранения обсудили, какие споры можно решить, не прибегая к суду, и почему этот способ удобнее и выгоднее всем сторонам конфликта.

Конференция прошла в третий раз и объединила участников из более чем десяти стран, в числе которых Республика Беларусь, Китай, Индия, Аргентина, Бразилия, Турция, Австрия и Италия.

Открывая встречу, первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова акцентировала внимание на универсальности обсуждаемого на конференции междисциплинарного знания, которое создает возможность урегулирования споров в самых разных сферах деятельности. Она убеждена, что рост социальной напряженности в обществе должен стимулировать развитие идеологии медиации. Санкт-Петербургский университет движется в этом направлении. На базе СПбГУ долгие годы не только ведется обучение медиации профильных специалистов, но и создаются новые программы: от практики проведения медиаций до включения элементов, связанных с освоением основ медиации, в образовательные программы по другим специальностям и клинические практики.

Декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов заметил, что медиация — один из самых эффективных способов решения конфликтов, который позволяет сохранить отношения и доверие сторон. По его словам, тематика конференции, затрагивающая медиацию в публично-правовых спорах, показывает готовность государства использовать процедуры согласования интересов, решать конфликты мирным путем.

Это значительный шаг к цивилизованным экономическим, политическим и социальным отношениям.

Декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов

Применение медиативных технологий, в том числе в спорах с госструктурами, в последний год активно развивается. Споры между ведомствами и гражданами, раньше решавшиеся исключительно в судебном порядке, сегодня вполне успешно решаются альтернативными методами. «Центр медиации СПбГУ весной провел процедуру медиации между частной компанией и налоговой службой. В результате стороны пришли к соглашению, которое в настоящее время уже исполнено: налоги поступили в бюджет, а налогоплательщик вышел из категории субъектов высокого риска», — рассказала директор Центра медиации СПбГУ Евгения Васькова.

Важно, что с 2019 года российский законодатель дал возможность нотариально удостоверять медиативное соглашение, если процедура медиации проведена до обращения сторон в суд. «Такой документ получает силу исполнительного листа, — объяснила Евгения. — Эти изменения мотивировали многих клиентов центра включить в свои договоры медиативную оговорку — положение, согласно которому при возникновении споров и (или) разногласий стороны договора обращаются за помощью к медиатору».

В современном мире сфера применения медиации в досудебных и внесудебных спорах расширяется. Это вполне соответствует тенденциям развития права, необходимости урегулирования новых сфер общественных отношений, стоящим перед юридическим сообществом вызовам и цифровым реалиям.

Денис Колос, судья Суда Евразийского экономического союза

Участники конференции отметили, что к медиации все чаще прибегают и представители банковской сферы. Так, начальник управления регулирования Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центрального банка РФ Алексей Чирков рассказал, что законодательно невозможно предусмотреть все ситуации, в которых может оказаться, например, клиент банка. В качестве примера он привел многочисленные истории с долгами по валютной ипотеке, которая была популярна у россиян десять лет назад. Проблемы с выплатами по ипотеке начались после снижения курса рубля и, как следствие, увеличения долга, иногда в несколько раз. В таких ситуациях медиация часто становилась единственным решением. Заемщику предлагали посильный график платежей и понятный алгоритм уплаты долга. Другой пример: гражданин может запросить у банка кредитные каникулы, если его доход снизился на 30 %. Эксперты обращают внимание: эта отметка, закрепленная законодательно, не позволяет решить вопрос гибко, ведь снижение дохода даже на 29 % в данном случае не сможет быть причиной для отсрочки по платежам. В этой ситуации на помощь банкам и гражданам тоже может прийти медиация.

Высока результативность применения медиативных технологий и в сфере градостроительства, в том числе при благоустройстве, новом строительстве, а также реконструкции и реновации городских районов, возведении крупных инфраструктурных проектов. Эти технологии работают даже при согласовании интересов региональных, федеральных и местных властей и в конфликтах властей с локальными сообществами и застройщиками. Так, например, эксперты предположили, что конфликт, связанный с петербургской улицей Рубинштейна, основанный на нежелании местных жителей мириться с засильем баров и ресторанов, мог бы быть урегулирован с применением гибридных форм медиации. Более того, участники конференции предложили внедрять в свою практику концепцию соучаствующего проектирования — привлекать горожан к совместному решению судеб городских пространств. Такой диалог мог бы быть построен на принципах медиации, на предупредительных мерах разрешения конфликта.

Важные плюсы медиативных процедур, замеченные в ходе конференции, — гибкость и скорость. Поскольку медиация — не формализованная процедура, в отличие от судебных разбирательств, которые могут длиться несколько лет, спор во внесудебном порядке традиционно решается в разы быстрее.

Сегодня медиация регулируется Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». В ближайшее время начнется цикл публичных обсуждений изменений, которые Министерство юстиции РФ предлагает внести в закон. Заместитель директора Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Министерства юстиции РФ Инга Меликян рассказала об огромной работе, проведенной Минюстом в течение года, по систематизации текущей практики проведения медиаций и тем шагам, которые планируется предпринять для создания единой нормативной базы в данной сфере. Изменения коснутся требований к медиатору и механизма их координации и позволят упростить защиту прав граждан и организаций, а также снизить нагрузку на судебную систему.