Дистанционное образование призвано в первую очередь решить проблему доступа потенциального студента в вуз: не каждый может позволить себе проживание в другом городе или даже стране. Причины этого могут быть самые разные: состояние здоровья, дороговизна проживания в крупных городах, где расположены крупнейшие университеты мира, невозможность переезда по семейным обстоятельствам. Рынок образования неминуемо подстраивается под требования целевой аудитории.
В своем выступлении декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов отметил, что в современных условиях развития технологий университеты перестают быть монополистами в распространении знаний.
Если раньше вузы выступали точкой доступа к образованию, знанию, давали возможность получить доступ к книгам в библиотеках и общаться с преподавателем в аудитории, то сейчас их роль меняется. Университеты становятся генераторами новых знаний, новых материалов, но утрачивают монополию на доступ к этим материалам, потому что каждый сегодня может получить образование и вне стен университета.
Декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов
Эксперт также рассказал о том, какие изменения претерпевает рынок образования: «За студента или слушателя все чаще конкурируют не образовательные организации, а авторы конкретных курсов и программ. Слушатели могут выбрать любой курс любого вуза в зависимости от своих интересов и оценки качества курса». Тем не менее, по словам Сергея Белова, вуз сохраняет роль «контролера» — продолжает отвечать за качество образования: только он выдает документ, дающий право работать юристом, то есть диплом об образовании.
В числе минусов онлайн-образования участники встречи назвали отсутствие полноценного общения между преподавателями и студентами. «Необходимо считывать реакцию студентов сразу же. Без этого сложно назвать обучение полноценным», — уверен Михаэль Бонелл, заслуженный профессор сравнительного правоведения юридического факультета римского университета Ла Сапиенца. Но сегодня уже и этот недостаток с легкостью нивелируется современными средствами связи: например, в рамках вебинаров студенты и преподаватели не просто видят друг друга, но и общаются в режиме реального времени.
В Санкт-Петербургском университете открыта запись на 37 онлайн-курсов на российской платформе «Открытое образование» в самых разных областях знаний: от китайского языка до высшей математики и ядерной физики. Юридической науке посвящено три курса: о регулировании отношений в интернете, налоговом праве и конституционном строе России (на английском языке). Залог востребованности занятий в сети интернет — это академические традиции СПбГУ в сочетании с современными технологиями электронного обучения. В этом году у абитуриентов, планирующих поступление в Университет на программы магистратуры или аспирантуры, будет возможность получить сертификат о прохождении онлайн-курса, дающий дополнительные десять баллов при поступлении.
Помимо онлайн-курсов Санкт-Петербургский университет реализует программу очно-заочного обучения с применением информационной телекоммуникационной среды — бакалавриат по юриспруденции. Здесь студенты-юристы учатся немного дольше, чем обычно (пять лет), и качество образования и количество изученного материала ничем не уступают очной форме. Обучение через интернет дает возможность абитуриентам, которые живут не в Петербурге или имеют инвалидность, получать образование в одной из лучших правовых школ страны.
Николас Аллард, президент Бруклинской школы права, накануне принимавший участие в пленарном заседании Международного молодежного юридического форума, заметил, что интернет-технологии становятся неотъемлемой частью юриспруденции во всех ее проявлениях — и в образовании тоже. «Если бы мне было нужно выбрать одно слово, чтобы описать будущее применения технологий в юридическом образовании, только одно слово, я бы выбрал «неизбежность»», — подчеркнул он.
Эксперты уверены, что онлайн-образование станет массовым уже в недалеком будущем: университеты будут разрабатывать все новые курсы для обучения через интернет и успешно совмещать их с основными образовательными программами.