Тема развития юридической профессии и образования стала сквозной для Петербургского международного юридического форума этого года. На площадке Санкт-Петербургского университета эксперты обсудили, могут ли взаимосвязанные образовательные и профессиональный стандарты помочь вузам выпускать юристов, готовых конкурировать с опытными коллегами на рынке труда.
Основную причину отсутствия профессиональных стандартов в юриспруденции озвучил декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов: «Общее понятие юридической профессии очень сложно сформулировать, потому что юридических профессий на самом деле очень много. Между адвокатом и работником юридической службы корпорации и юристом, который защищает участников в суде, конечно, есть что-то общее, но различий тоже хватает».
Общероссийский классификатор профессий определяет далеко не все юридические специальности — всего эксперты насчитывают их больше 20, и это количество растет вместе с усилением влияния технологий и появлением новых отраслей правоприменения. Тем временем все юристы получают диплом о высшем образовании по одному и тому же направлению — «юриспруденция». Чтобы упорядочить это многообразие специалистов, необходимо создать исчерпывающий реестр юридических профессий. Тогда, опираясь на этот список, уже можно будет говорить о создании качественного профессионального стандарта, основой которого должно стать «ядро» необходимых юристу компетенций. «Именно компетенций, а не умений и знаний», — подчеркнула проректор по учебно-методической работе СПбГУ Марина Лаврикова.
Санкт-Петербургский университет уже давно перешел к компетентностному подходу в обучении, чтобы мы могли быть уверенными: наши выпускники будут соответствовать требованиям работодателей.
Проректор по учебно-методической работе СПбГУ Марина Лаврикова
Самым эффективным способом создания этого профессионального «ядра» юристы считают проведение общероссийского мониторинга (опроса) работодателей — представители власти, бизнеса и госслужбы могли бы при анкетировании указать свои требования к потенциальным сотрудникам. Организаторами такого исследования могут стать Министерство юстиции РФ и Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России».
Конечно, даже самый удачный и исчерпывающий профессиональный стандарт требует пересмотра. Срок его действия в нашей стране — три года, что, по словам экспертов, правильно, потому что профессия безостановочно развивается. «Мало того, чтобы юрист обладал какими-то возможностями работы с новейшими информационными системами, важно, чтобы он понимал, что в цифровую эпоху нужно уметь работать с новой материей, — обратила внимание Марина Лаврикова. — Конечно, юрист останется востребованной профессией, но перед нами стоит важная задача — осмысление новой действительности, потому что мы не можем урегулировать то, что мы не понимаем. Нам очень скоро придется разобраться, как строить отношения с искусственным интеллектом».
Диалог с роботами в юриспруденции уже даже ближе, чем кажется. В четвертый день Юридического форума состоялся баттл между юристом и ботом, разработанным компанией «Мегафон». «Исход должен был показать, может ли компьютер заменить юриста хотя бы в какой-нибудь части его работы (например, в части аргументации) или профессия юриста по-прежнему востребована так же, как раньше», — рассказал Сергей Белов, глава «судейской комиссии» юридической битвы.